Любите врагов ваших

К разделу СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Нередко люди обращаются к священнику с вопросом: «Как жить дальше, батюшка?»

Жил себе человек, и жил,  и не мучился такими вопросами. Старался жить, как ему казалось, разумно; смотрел как живут другие – сам жил также, а может даже и преуспевал в чем-то, и все вроде было в порядке. Но, вдруг, привычная и более или менее предсказуемая жизнь, подошла к некоему поворотному пункту. Происходит это изменение иногда внезапно, а иногда, напротив, складывается постепенно, в течение многих лет жизни. Все начинает рушиться: рушатся планы, рушатся отношения с близкими, рушится внутренний мир человека. Привычный порядок жизни меняется. Какие-то надежды и задумки, все то, на что человек опирался, вдруг становятся зыбкими или несбыточными. Вместо привычного более или менее спокойного равновесия внутри себя, человек ощущает мятеж, страх и тугу. Не редко к этому примешиваются и проблемы со здоровьем, с работой. Все как-то перестает складываться, и весь мир кажется другим, враждебным. Исчезает ясная перспектива будущего. Становится даже непонятным, на чем, вообще, держалась прежняя жизнь. Что же произошло? Ведь, вроде, было все хорошо?

А произошло то, что та жизнь, к которой привык человек, которая широкой и вольной рекой текла в этом страстном мире, столкнулась с невидимым, неощущаемым Промыслом Божиим. Иногда, такие скорбные повороты в жизни называют Божиим посещением. Человек, как бы сталкивается с Богом, с непреложным  Божиим законом, о котором сам он, возможно даже и не подозревал.

И при этом нередко становится совершенно ясно, что надо что-то менять, по-прежнему так жить больше уже не получится. Нет уже дороги, жить по-старому. Чтобы окончательно не впасть в безвыходное отчаяние, человек ищет пути выхода и тогда вдруг вспоминает о Боге: «Господи, что делать, как жить дальше?» 

И Господь отвечает нам в Евангелии. Ответы Божии находится в евангельских словах и поучениях Господа нашего Иисуса Христа. Слышали мы их и сегодня в чтенном Евангелии:

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

«любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего»

«будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»

Хорошо, конечно, нам слышать – будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего. Читаем и невольно примеряем к себе. Как бы уже сотворили сказанное.

Но, вот, когда задумаешься над словами «любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего»  и «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», невольно возникает недоумение и сомнение. Как можно любить человека, возможно, злого и порочного? Как можно любить тех, в которых мы порой ничего не видим, кроме коварства и злобы? Как любить своих врагов, то есть тех злонамеренных людей, тех, кто ищут нам зла,  причем, может быть, ищут постоянно, не успокаиваясь, а иногда даже, возможно, видящих в этом  смысл своей жизни? Разве наше теперешнее «я» может это понести?

А как давать взаймы, не ожидая назад, как бы даря? И не сказано, давай родственнику или другу, или давай честному и порядочному человеку. Нет, но «всякому просящему у тебя давай и от отнимающего твое не требуй обратно». Кто из нас, здесь стоящих, может так сделать, дать взаймы, особенно значимую для нас сумму, какому-то, возможно неизвестному нам человеку, а потом, никак не намекать ему, ни видом ни словом, что ждешь обратно, и даже в помысел не принимать — «когда же наконец вернет, ведь обещал же?». Так, как будто твои деньги — не твои, а Божии, а ты только распределяешь их. Не правда ли, это покажется непосильным для нашего теперешнего «я».

А благотворить? Не мы ли шарахаемся с неудовольствием от людей подходящих к нам за милостыней в метро, на улице? И, даже, подавая, как бы стыдимся окружающих, как словно бы мы шли против общего мнения, разлитого в атмосфере современных городов. Может быть, один на один мы бы еще подали, но когда на тебя смотрят остальные… Как-то не вспоминаются тогда слова  Христовы, сказавшего: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мар.8:38)

Конечно, понимаем мы, что заповеди Христовы для всех. Для сильных и слабых, добрых и злых, благочестивых и не очень. Это путь, истина и жизнь. Старается каждый пришедший к Христу делать так, как сказал Господь. Живем мы в лоне Церкви, молимся, стараемся жить по заповедям. Однако время идет, а мы все не видим никаких изменений в себе. Кажется, даже становимся хуже. И снова вопрос: «Что делать, батюшка?».

Прежде всего необходимо, осознать что нам мешает исполнять евангельские наставления? Очевидно, что исполнение заповедей Христовых наталкивается на нашу неготовность, наше непонимание, на наш страх, наше маловерие, нашу лень, коротко говоря на все наши страсти из которого состоит наш ветхий человек, на наш эгоизм, т. е — самолюбие, самонадеяние, самоволие, самостоятельность, коротко говоря – самость. Самость, которой ни нужен никто — ни Бог, ни какой другой человек. Этакая самодостаточная замкнутость, ей бы и мир не нужен был бы, если не прямая необходимость и зависимость от мира. Вот такой болезнью болен весь человеческий род.

Чтобы исполнить слова Спасителя и получить «награду великую» надо стать другим человеком —  человеком с иным устроением, иными стремлениями, с иным духом, с иным «я». Каким иным? Христовым.  Именно это  мы и видим в житиях святых и читаем про это в творениях  Святых Отец. Они потому и «угодники», что угодили, то есть выполнили заветы и указания своего Господа. Они постоянно и упорно меняли Божией силой, свое внутреннее «я».

Итак, чтобы исполнить заповеди Христовы, надо восстать против своего эгоизма, стать другим человеком.

Еще вопрос, как это сделать?

Нам станет понятнее ответ на этот вопрос, если мы вновь обратимся к Евангелию. Ведь Один и Тот же сказал «любите врагов ваших», и сказал «яко без мене не можете творити ничесоже» (Иоан.15:5) и другое — «невозможная у человек возможна суть у Бога» (Лук.18:27).

Уже одно желание изменить свою жизнь, существенно приближает нас к цели. Само понимание необходимости, что-то менять в своей жизни – уже есть первый шаг. И это не от нас, благодать Божия дает нам такое понимание, и укрепляет это желание.

Призывай Господа в помощь исполнить Его евангельские наставления, кайся в своих грехах, в своей слабости, признавай пред ним свою полную неспособность что-либо сделать без Него. Осознай свою полную немощь и невозможность исполнить заповедь без содействия Божия.

Так, от такого частого памятования об этом, от сокрушения пред Богом, потихоньку возникнет и укрепится живая связь между тобой и Богом. Читай Святых Отцов, которые прошли уже этот путь, особенно близких к нам по времени. Делай как можешь, как понимаешь, как складываются обстоятельства. Сделай твое желание изменить себя важным для себя. Чем важнее это будет для тебя, тем быстрее помощь Божия.

Усилия необходимы, ибо без усилий не изменить траекторию нашей жизни, иначе, так и будем катиться по наклонной к обрыву. Делай что можешь, но результат всегда ожидай только от Бога, не от себя, не от своих усилий.

Итак, осознав свою немощь, перестав надеяться на себя, на свои силы, т.е. смиренно возложив надежду на Бога, как бы опершись на Него, вооружившись молитвой приступим к исполнению заповедей и наставлений Христовых.

Не делая попыток исполнять их, мы не увидим выхода. Мрак недоумения и непонимания так и будет впереди. Само наше делание даст нам ответы, покажет перспективу, и … приведет к смирению, которое одно только привлекает Бога. А Господь пришед, решит все наши проблемы. Аминь.

иеромонах Никон (Оганов)
Источник: http://valaam.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *